spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

7.4. Прикладное искусство и устное творчество. Традиции орнамента и дизайна изделий, не связанные с их функциональным назначением. Все виды фольклора, имеющие не ритуальный, а развлекательный характер.

8. Информация и коммуникация. Получение информации об отдаленных событиях и окружающем мире в целом, не имеющей прикладного значения, но отвечающей познавательным потребностям индивидов. Практика дальних путешествий и наличие технических возможностей, включая уровень совершенства транспортных средств. Распространение информации внутри общества и передача ее из поколения в поколение. Сюда же можно отнести наличие письменности и уровень грамотности среди членов общества.

9. Духовная жизнь. Осмысление членами общества своего места в мире и смысла своего существования.

9.1. Высшая мифология и онтология. Представления о причинах и факторах существования материального мира, о высших духовных сущностях (богах, демонах, духах природы). Характер взаимоотношений с ними и представления об их отношениях между собой. Выделение сакрального пространства и сакрального времени, поведение в нем.

9.2. Смерть и загробный мир. Отношение к идее существования души после смерти и представления о ее посмертной участи. Отношения с предками, включая культ святых и других обожествленных личностей, а также меры, принимаемые против угрозы со стороны умерших.

9.3. Этический идеал. Представления о роли человека в поддержании миропорядка и факторах, влияющих на посмертную участь. Модели поведения и поступки, которых следует избегать или придерживаться исходя не из прагматических, а из духовных соображений.

Эта схема основных составляющих традиционной культуры условна. Выделенные в ней подсистемы можно было бы сгруппировать по-иному, например в зависимости от того, в каких источниках они отражаются и объектом каких научных дисциплин обычно являются. Так, подсистемы 1.2, 1.3 и 5.2 считаются прерогативой исторической демографии, подсистемы 3, 4.3 и 5.5 — социально-политической истории и т.д. По устоявшейся классификации часть из них подпадает под категорию материальной, а часть — духовной культуры. И все же именно такой способ группировки представляется наиболее оптимальным. Основными критериями являются (согласно терминологии А. Дж. Тойнби) фундаментальные вызовы, предъявляемые человеку его внешним окружением и собственной природой (врожденными потребностями), а конкретные формы культуры представляют собой ответы, выработанные данным обществом.

Предложенный вариант классификации позволяет взглянуть на общество как на живую, цельную систему, а именно такой взгляд чаще всего утрачивается при исследовании в рамках устоявшихся направлений. К тому же эта схема позволяет осознать, какие стороны жизни общества нам известны лучше, какие — хуже, а о каких мы вообще знаем очень мало. Подходы, базирующиеся на характере определенных видов источников, в гораздо меньшей степени способствуют осознанию тех сторон жизни общества, которые в этих источниках не отражены. При изложении материала придерживаться указанной схемы удается далеко не всегда, но важно постоянно держать ее в сознании. Это позволяет понимать, на каком участке общей картины сконцентрировано внимание в данный момент.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz