spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

Одно из пророчеств Белеуша гласило: Придут к вам хозяева. Они будут из вас смолу гнать, а вы будете их панами называть. Это пророчество вскоре исполнилось, и под его впечатлением ужесточение эксплуатации, наблюдавшееся в последние десятилетия крепостного права, получило в народе название смола. Как пишет А. Варлыга, крестьяне тогда были неграмотными и поэтому не могли пользоваться какими-либо «эрами» календарного летоисчисления, а большие отрезки времени своей истории обозначали по выдающимся событиям своей жизни. Время «смолы» в крестьянских преданиях сочетается с эпохой царя Николая I. О событиях, происходивших до 1825 года, говорилось, что это было еще «до смолы», а про позднейшие говорилось, что это уже было «за смолой».

Конкретный повод для появления названия смола к началу ХХ в. осознавался уже смутно, и это название связывалось крестьянами с ужесточением крепостничества в целом. В памяти людей остались воспоминания о том, что многих крестьян новый помещик отправлял в Россию на лесные и земляные работы, которые продолжались годами. Многие из них умерли на чужбине. Все это происходило на фоне неурожаев и эпидемий. Участились случаи побегов, когда люди бросали свое хозяйство и отправлялись бродяжничать. В мироощущении доминировали мрачные тона. Приведу дословно еще один фрагмент из очерка А. Варлыги: Во время «смолы» люди стали более суеверными и боязливыми. Рассказывали, что в деревне стал являться какой-то призрак. Ночью из кустов старого кладбища, что было в конце деревни, выходила женщина в белом. Она медленно шла улицей и протяжно кричала: «Лихо! Лихо! Лихо!»... И так почти каждую ночь. Этот призрак наводил страх на людей. Крестьянин Жилинский однажды ночью сел под забором, тут выходит это привидение с кладбища и кричит: «Лихо!» Тогда он бросился ему наперерез, а привидение пустилось наутек и при этом выкрикнуло: «Было лихо, а стало хуже!» После этого призрак больше не появлялся.

В качестве комментария к этому сообщению можно отметить совпадение криков таинственного существа с возгласом, характерным для женщин, подверженных массовым формам коллективной истерии — так называемого кликушества. Специально исследовавший это явление в конце XIX в. русский врач Н. Краинский отмечал: кликушество, начиная с XVI века по настоящее время, составляет явление русской народной жизни, игравшее и играющее в ней далеко не последнюю роль. Несмотря на значительный прогресс, имевший место за последние десятилетия в культуре русского народа, кликушество и в настоящее время проявляется в той форме, как оно нам известно по литературным источникам XVI и XVII века. Эта типичная форма проявлялась в том, что женщина начинала кричать на голоса, издавая разные бессвязные звуки, всхлипы и вопли или же выкрикивая определенные слова. Содержание выкрикиваемых слов весьма различно. Чаще всего она кричит: «Ой, лихо мне, ой тяжко, страда-а-аю» и т. д. Припадок кликушества, часто сопровождаемый катанием по земле и неконтролируемыми движениями, мог длиться от 10 минут до 2–3 часов.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz