spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

Выгоднее было отправляться на заработки в отдаленные места, где ощущалась гораздо большая потребность в сезонных работниках и платили лучше. В частности, в южных степных губерниях реальный заработок сельскохозяйственного рабочего, выраженный в местных ценах ржи, был выше на 81,4%. Для такого отходного промысла требовался временный паспорт (на срок в 6 месяцев или 1 год) или краткосрочный отпускной билет, который давал право перемещаться за пределами родной губернии в течение 1–3 месяцев. Судя по динамике выдачи таких документов, сразу после реформы их получали менее 2% работоспособного населения Беларуси, а к 1890-м гг. их число увеличилось в 6,6 раза, составив уже 12,5% работоспособных. Если уровень отходничества на территории Кореньщины принять сопоставимым со средним по Беларуси, то можно прийти к выводу, что в нем ежегодно принимало участие порядка 100–200 чел., или один представитель от 2–3 надельных хозяйств. Многие нанимались на лесосплав. В Борисовском уезде при численности населения в конце 1890-х гг. около 250 тыс. человек ежегодно плотогонами становились 2–3 тыс. мужчин (для Кореньщины при той же пропорции это должно составлять 20–30 человек). Они объединялись в команды по 5 человек, которые сплавляли лес по Гайне и Березине в Днепр и затем в южные губернии или по Илии или Вилии в Неман и Прибалтику. Доставка плота занимала от 2 недель до 3 месяцев, в день за такую работу получали от 18 до 50 коп. На вывозке бревен из леса к местам сплава работник со своей лошадью мог заработать за зиму около 20 руб.

Таким образом, один член хозяйства, полностью посвятивший себя заработкам на стороне, мог заработать в год порядка 40 руб. Демографический состав хозяйства позволял выделить на это до 3 работников, но реально их, видимо, бывало не более двух, а чаще всего один. Следовательно, максимальный уровень денежного дохода, который могло получить пореформенное крестьянское хозяйство, составлял около 120 руб., а чаще он равнялся половине этой суммы.

На выкупные платежи уходило до 10 руб. Кроме того, крестьяне продолжали платить государственные налоги и сборы: подушный налог (в 1867 г. он составлял в белорусских губерниях от 1,34 до 1,85 руб.), земский подушный сбор, к которому в 1872 г. добавился земский поземельный налог на местные нужды. С государственных крестьян взимались еще и общественные сборы на расходы по управлению, размежеванию и пр. Общую сумму налогов и сборов определить сложно, так как она менялась в зависимости от местности, количества душ и земли в хозяйстве. В целом налоговое бремя в расчете на десятину примерно вдвое превышало выкупные платежи. В первой половине 1870-х гг. оно составляло по Беларуси 6,3 руб. на душу мужского пола или 1,3 руб. на десятину. В таком случае хозяйство из 11 человек, получившее надел в 22 дес., должно было выплачивать в год около 30–35 руб. налогов и сборов. Помимо этого существовали общественные натуральные повинности: работы по ремонту дорог, тушению лесных пожаров, предоставление подвод для государственных нужд (перевозки войск, арестантов, чинов полиции, сельских врачей и фельдшеров). На нужды религиозного культа тоже требовались определенные средства, но их доля в общем бюджете не выходила за пределы погрешности реконструкции. Вместе с выкупом обязательные выплаты составляли до 40–45 руб. В итоге чистый остаток составлял несколько десятков рублей, а при максимально эффективном использовании земли и высвободившегося рабочего времени — до 100 руб. Видимо, это было верхним пределом для хозяйства, не имевшего дарственной земли, которого достигал далеко не каждый.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz