spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

Тема преподавания в Кореньской школе (народном училище) дважды нашла отражение на страницах «Нашей нивы» — в анонимных заметках, присланных в редакцию кем-то из местных жителей. Заметка, опубликованная в номере за 28 марта 1908 г., сообщала, что после открытия училища в 1905 г. местные католики активно добивались того, чтобы преподавал там ксендз, а не православный священник, и даже устроили по этому поводу забастовку. Их требование было учтено, но после того, как сменились и настоятель костела, и школьный учитель, преподавание было переведено на православную основу. Недовольные этим крестьяне отказывались возить лес для строительства нового школьного здания, заявляя, что такая школа, где нет всем равных прав, нам не нужна. Вторая заметка, опубликованная 18 (31) июля 1908 г., упоминала о церемонии освящения нового школьного здания, состоявшейся 6 июля. Проводил ее православный священник, что опять-таки вызвало недовольство жителей.

Приход школьного образования непосредственно на территорию Кореньщины отражал общую тенденцию: сеть начальных школ в Беларуси на рубеже веков быстро расширялась. Во второй половине 1890-х гг. ежегодно открывалось в среднем 122 школы, в 1901–1907 гг. — 213, в 1908–1911 гг. — 759. К началу 1911 г. одна школа приходилась на 7,3 населенного пункта, 1022 жителя. Если к моменту переписи 1897 г. среди сельского населения Беларуси старше 10 лет грамотных насчитывалось 18,1%, то выборочное обследование в 1925 г. зафиксировало в 1052 крестьянских дворах около 6200 человек, из которых грамотными были 1880, или 30% от общей численности, включая маленьких детей.

Документы середины 1920-х гг. впервые за всю историю Кореньщины составлены на родном языке ее жителей — белорусском, что связано с проводившейся в эти годы политикой «белорусизации» органов государственного управления. Активным проводником этой политики в ту пору вместе со своим братом Казимиром (Казюком) был Язеп Гладкий, о чем он пишет в своих мемуарах. Оба закончили двухклассную школу в Хотенчицах, вслед за тем Казимиру удалось поступить на педагогические курсы в Минске. После революции он два года работал учителем в белорусских школах Минска, а в 1921 г. вернулся в Корень и основал там первую белорусскую школу во всем Борисовском уезде. Существовавшая ранее в Корене русская школа была закрыта после Февральской революции по инициативе ксендза Г. Лимбо, ополяченного литовца. Вместо нее основана польская, которая с перерывами проработала до 1920 г. Ей на смену и пришла белорусская школа Казимира Гладкого. Учителем-практикантом при нем работал брат Язеп, который по уровню образования несколько отставал. На диком новоязе первых лет советской власти должность учителя обозначалась уродливым сокращением от слов «школьный работник» — шкраб. Этот период деятельности Казимира Гладкого дважды нашел отражение в документах волисполкома. Уже 2 мая 1921 г. в волисполком поступила жалоба сторожихи Кореньской школы Изабеллы Ивановны Мурашко на шкраба Гладкого, уволившего ее. Ровно через год, 2 мая 1922 г., он был секретарем собрания жителей деревни Михалковичи, решавшего вопрос о запасных землях в урочище Болтовка.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz