spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

Традиционная белорусская деревня в европейской перспективе

Часть пятая

Разрушение традиции

Между колхозом и Котласом

Выдержав паузу на время летних сельскохозяйственных работ, власти с осени 1930 г. вновь начали нажим на крестьян, побуждая их вступать в колхозы. Возобновились и репрессии. В тот год на Кореньщине родилась новая поговорка: Ці ў калгас, ці ў Катлас. В Ганях раскулачиванию подверглось хозяйство Сергея Иосифовича Тимофеева, о чем свидетельствует акт описи его имущества от 8 ноября 1930 г. Были описаны новый дом, оцененный в 1000 руб., старый скотный сарай (100 руб.), гумно (50 руб.), амбар (20 руб.), погреб (10 руб.), 150 пудов сена, столько же соломы, 15 коп ржи, 5 коп овса, 3 пуда обмолоченного ячменя, 4 пуда гречихи, 3 пуда ржи, 3 пуда гороха, 5 пудов ячменной крупы, 50 пудов картофеля, корова стоимостью в 150 руб., телка (15 руб.), 12-летняя лошадь (15 руб.). 2 свиньи (20 руб.), 2 овцы (20 руб.). Из мебели в опись вошли 3 шкафа (40 руб.) и 2 стола (5 руб.).

Число крестьян, вступивших в колхозы, снова начало медленно расти. По БССР в целом с мая по сентябрь в колхозах оставались чуть более 11% хозяйств, на 1 января 1931 г. эта цифра составила 14,6%, на 1 апреля — 21,2, на 1 июля — 39,9, на конец года — около 50%. Однако следует учитывать, что при определении данных цифр местные органы власти прибегали к простому, но эффективному приему, позволявшему завышать показатели: процент коллективизации исчислялся в отношении не всех крестьянских хозяйств, а только бедняцко-середняцких. Критерии для установления их численности были довольно расплывчатыми. На территории Кореньщины реально существовали в этот период, по-видимому, всего 5 колхозов: «Красная звезда» (в деревне Корень), «Красная Антоновка» (в деревне Антоновка), «Красное Чернево» (в Новом Черневе), «Красный Бор» (в одноименном поселке) и «Красные Козыри» (в Козырях). Как видно, их создатели не сильно ломали голову, придумывая названия новым колхозам, и полагались в основном на революционную силу прилагательного «красный». Никого, по-видимому, не смущало, что название «Красные Козыри», например, вызывает ассоциации с карточными играми. Впрочем, случались и более занятные казусы. Жители деревни Подонки того же Логойского района, не мудрствуя лукаво, в духе общей моды назвали свой колхоз «Красные Подонки». Похоже, ни они, ни районное руководство совершенно не осознавали двусмысленности этого названия.

Из пяти населенных пунктов, оказавших наименьшее сопротивление коллективизации, три были основаны совсем недавно: поселок Красный Бор — всего за несколько лет до описываемых событий, а Антоновка и Новое Чернево — примерно за четверть века. В то же время из 10 более древних поселений только 2 поддались первому натиску, среди них и деревня Корень, в которой особенно высоким оказался процент пришлых (по налоговым спискам 1922 г., из 53 хозяйств этой деревни лишь 33 принадлежали потомкам коренных жителей, остальные — недавним переселенцам или бывшим арендаторам). Хотя деревню Козыри населяли выходцы из соседних поселений, она тоже была сравнительно молодой — ее история насчитывала к тому моменту чуть более 100 лет. Вероятно, старинные поселения имели более устойчивые культурные традиции, позволявшие их обитателям эффективно противостоять новым веяниям.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz