spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

Это событие в долгосрочной перспективе оказало кардинальное воздействие на жизнь местных обитателей: если ранее они были подданными государства (в лице великого князя или одного из удельных князей), то теперь превращались в подданных феодального сеньора, причем этим сеньором была духовная организация, которой принадлежала решающая роль в упрочении католицизма. Ей были переданы все права, ранее принадлежавшие государству, включая право взимать (и, видимо, налагать) судебные штрафы. Поэтому поведение, несовместимое с христианской моралью, с этого момента наверняка преследовалось более строго. В привилее 1413 г. католической церкви подтверждалось такое же вечное, как у шляхты, право владеть своими имениями и полное невмешательство государства в их внутреннюю жизнь опять-таки со ссылкой на практику, существовавшую в Польше. Тем не менее подданные капитула почти на двести лет формально остались православными, их духовным пастырем продолжал считаться настоятель ближайшей церкви (возможно, она находилась в Логойске).

Традиционная белорусская деревня в европейской перспективе

Часть вторая

Становление

Под властью капитула

Из текста пожалования вроде бы следует, что все три пожалованных капитулу села ранее принадлежали к Хорецковской (Хорецкой) волости, центром которой был двор Камень-Хорецкий (современное село Камено Логойского района, в 18 км северо-восточнее Кореня). Но представляется более вероятным, что уточнение в Хорецковской волости касается только последнего села — Волча (в 40 км к северу — северо-востоку от Кореня, в современном Докшицком районе). Дань из села Ганевичи (в 19 км к востоку — юго-востоку от Кореня) до пожалования шла непосредственно в Логойский замок, и часть жителей этого села продолжали выплачивать ее туда еще в начале XVI в. Что касается Кореня, то он, вероятно, относился к третьей волости Логойского княжества — Айненской, центром которой был двор Айна (современная Гайна), расположенный примерно в 10 км южнее Кореня. Этот двор впервые упоминается в документах практически одновременно с Коренем, с конца XIV в. (в 1397 г. десятину с его доходов получил кафедральный костел Св. Станислава), а вскоре там был основан один из первых на территории Беларуси католических костелов. О том, что Корень входил именно в Айненскуюй волость, косвенно свидетельствует принадлежность к ней села Нестанишки (Нестановичи). Поскольку это село находилось в 12 км к северу — северо-западу от Кореня, последний оказывается почти точно между ним и центром этой волости.

В XV — начале XVI в. село Корень было небольшой частью обширных владений Виленского епископства. По подсчетам Ежи Охманьского, эти владения охватывали в первой половине XVI в. около 6000 крестьянских дворов в разных частях государства, что составляло примерно 1,5% его населения, а по подсчетам Михаила Спиридонова — порядка 3% всех дымов Великого Княжества. Из них капитулу костела Св. Станислава принадлежало свыше 1300 дворов, или около 22% всех владений епископства. Капитульные имения разделялись на столовые (доход с них шел на нужды капитула в целом) и престимониальные (находившиеся в распоряжении отдельных его членов). Столовыми были две крупные волости, доставшиеся капитулу практически целиком: Стрешинская (на юго-востоке Беларуси, по обоим берегам Днепра), включавшая 14 сел, и Каменецкая (на территории современной Украины, у южной границы Беларуси), в которой насчитывалось 11 сел. В престимониальные имения входило примерно 65 сел, разбросанных по разным поветам (преимущественно на территории современной Беларуси).


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz