spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Состав этно-трио "Троіца":

Иван Кирчук

вокал, домра, смык, гусли, дудки, жалейки, губная гармоника, лира, окарины, дерево дождя


Юрий Дмитриев

6-стр. и 12-струнная гитары, домра, смык, цитра, вокал


Юрий Павловский

барабаны, гонги, дарабука, джамба, гунданг, анклуны, колокола, бамбуковый ксилофон
***
Белорусская группа "Tpoiцa" сформировалось в 1996 г. В данный момент состав группы таков: Юрий Павловский, Юрий Дмитриев, Иван Кирчук.
***
В искусстве часто бывает так, что самобытные и неформатные коллективы быстро распадаются или мутируют в коммерчески успешные проекты. А наиболее интеллектуальные и талантливые начинают грешить чопорной серьезностью и академизмом. В этом смысле, группа Троица – явление уникальное, так как создал её человек, непосредственно соприкасавшийся с академизмом, однако при этом пытавшийся отфильтровать его, создать и донести нечто чистое, первородное, настоящее, восстав против «совковой» псевдофолк-традиции, от засилья которой так страдал белорусский фольклор в начале 90-ых. Иван Иванович Кирчук (назвать седовласого мужчину просто Иваном не поворачивается язык, хотя белорусам и несвойственно обращение по имени-отчеству) шел к этому постепенно. На момент создания этно-трио «Троица» он работал преподавателем в минском училище искусств на отделении фольклористки, записал несколько тематических программ на национальном радио, принял участие в ряде этнографических экспедиций и создал фольклорный ансамбль “Дзіва”, музыка которого в меньшей степени была повернута к фолку как разновидности «ворлд мьюзик» или этники. Музыканты группы, с которыми начинал Кирчук – Дмитрий Лукьянчик (ударные) и Виталий Шкиленок (гитары) стали интересоваться фолком благодаря вдохновителю коллектива. Он преподавал в училище искусств, где учился Дмитрий, который позже привел в «Троицу» Виталия (вместе они играли в молодой рок-группе «Beauty By Mistake»- история сохранила лишь ее название). За время существования группа «Троица» совершила буквально революцию в умах белорусской публики, показав, что народная музыка есть не только часть культуры элитарной или субкультуры, что она являет собой культуру общечеловеческую, близкую и понятную и «продвинутому» интеллектуальному моднику, и «завернутому» на консервировании национальных духовных ценностей исследователю-интеллигенту, и жителю белорусской глубинки, откуда лидер этно-трио привез километры магнитной пленки с голосами носителей умирающей народной традиции. Впервые он обратил слушательское внимание на сакральный пласт фольклора, на невероятный драматизм и психологизм белорусской песни. Неслучайным было и название коллектива - «Троица». Оно имело в своей основе несколько базовых идей. Во-первых, старый славянский религиозный праздник (хоть и не восходящий своими корнями к языческой традиции), во-вторых, неизменное количество участников - трио, в-третьих, и, наверное, это главное - стремление следовать традиционной белорусской концепции «троистых музыкантов». У некоммерческого коллектива не могло быть легких и тривиальных путей. Хотя в некотором смысле подобный путь чаще всего является типичным для стран западной Европы, где фольклорные коллективы поддерживают различного рода фонды и благотворительные программы, направленные на развитие народной музыки и культуры. Впервые «Троица» выступила на конкурсе «Уступи дорогу», проводимом фондом Сороса. На нем были представлены преимущественно некоммерческие исполнители альтернативных направлений в музыке. Главный приз – бесплатная запись в студии досталась победителю, группе «Троица». Результатом записи стало демо, выпущенное на кассетах в количестве 100 штук. Одна из них попала в руки лидеру группы «ДДТ» Юрию Шевчуку, который тогда занимался поиском коллективов для фестиваля «Песни конца XX века» (он проходил в 1997 году), и сразу же пригласил новоиспеченное белорусское фольклорное чудо к себе. Однако, как и в случае с конкурсом Сороса коллектив сомневался в собственном успехе – ведь выступать нужно было перед молодежью, которая придет в первую очередь, чтобы послушать свои любимые рок-команды. Хотя поначалу фанаты музыки пожестче и бескомпромисснее прислушивались – до того неожиданным был мягкий лиричный дебют «Троицы» на российской сцене – но после, ощутив невероятную энергетику коллектива народ начал даже пританцовывать. После такого теплого приема, «Троица» снова была приглашена в Россию, на сей раз Стасом Наминым на фестиваль этнической музыки, приуроченный к 850-летию Москвы. А в 1997 году группа впервые отправилась гастролировать. В Голландии вместо запланированных трех концертов было сыграно девять – Иван Кирчук и «Троица» очень полюбились голландской публике, которая доселе абсолютно не была знакома с белорусской фолк-музыкой и потому та оказалась для нее экзотической диковинкой, чарующей и притягательной. После того, как группу заметили голландцы (годом позже на лейбле Pan records они издали первый одноименный альбом под названием «Троiца») начались многочисленные выступления «Троицы» в Европе. Австрия, Германия, Венгрия, Португалия, Польша, Хорватия, Словения… На родине в это время группа выступала мало – интерес к «Троице», как и к фольклорной сцене, был крайне низок, что было обусловлено еще и отсутствием поддержки со стороны СМИ. Несмотря на достаточно радужные перспективы для коллектива за пределами республики, рост популярности и известности, по ряду личных причин в группе назревает раскол, итогом которого становится то, что Виталий Шкиленок, а затем и Дмитрий Лукьянчик покидают «Троицу» и Иван Кирчук остается один на один с делом всей своей жизни, но не опускает рук. Так как все уже было оговорено заранее и жаль было отказываться от интересных предложений, Иван Иванович едет в Венгрию и Боснию с сольными выступлениями (после они положат начало целому ряду проектов, «Спадчыну загинуўшых вёсак» («Наследие погибших деревень»), их при помощи опять же голландцев вскоре удастся издать на диске), где также демонстрирует белорусский народный кукольный театр «Батлейку». Батлейка, вообще, является одной из визитных карточек народной культуры белорусов. С 16 века в этом переносном театре из деревянных кукол разыгрывались спектакли на библейские и бытовые юмористические сценки. После того как группе «Троица» приходит конец, белорусские газеты начинают пестрить статьями о том, что утрачен едва ли не уникальнейший культурный национальный феномен, о том, что состоятельность отдельно взятых музыкантов недостаточно высока, чтобы создать нечто яркое и способное повторить то, что делала «Троица». Однако через некоторое время Иван Кирчук, так много лет, отдавший фолк-музыке под прежней вывеской собирает вместе еще двух музыкантов Юрия Дмитриева (талантливого студента- пятикурсника, который учился у Ивана Ивановича в Педуниверситете и являлся большим почитателем творчества своего наставника в рамках «Троицы») и Юрия Павловского (барабанщик экспериментально-импровизационного коллектива «Князь Мышкин»), которые работают вместе до сих пор. Начинается плодотворная работа, возникают новые композиции, отличающиеся от предыдущих творений группы причудливыми, более сложными ритмическими рисунками и… ретранслированием, в некотором смысле, размытой фолк-реальности, по-прежнему включающей в себя белорусскую (славянско-балтскую) основу, однако уже с привнесением ворлд-мьюзик элементов, поскольку в арсенале музыкантов «Троицы» за время многочисленных поездок появилась масса народных инструментов – вьетнамских, голландских, русских и т.д. По сути, группа не стала экстравагантнее и не отошла от фольклорной традиции, ведь творчество коллектива являлось творческим переосмыслением народного наследия, бесконечно интерпретированного в собственных аранжировках. А потому работу с музыкальным материалом нельзя и до этого было назвать ни копированием, ни «аутентикой», а скорее актуализацией некоего музыкального явления, каждое исполнение которого за счет набора инструментов, эмоционального состояния и настроения исполнителя, элемента постоянного создания вариаций, привнесения новых музыкальных ходов в процессе игры делало из участников группы не просто музыкантов, а носителей культуры, вобравших многовековый опыт, а также пробуждающих свою генетическую память и художественный потенциал в процессе выступления… Многие люди, слышавшие «Троицу» вживую, неоднократно говорили, что в ней есть что-то магическое, шаманское, позволяющее понять и почувствовать песню на другом языке, считать тысячелетнее послание, передающееся из уст в уста, из поколения в поколения, содержащее квинтэссенцию народной мудрости. Поклонники и любители «Троицы» живут и там, где не растет вековых дубов, где не празднуют Коляду и Юрью, где не жужжат пчелки и не кряхтят утки, но грустят, плачут, страдают и радуются люди на одном языке, языке Природы, языке Жизни, который обретая свое звучание, заставляет планету Земля вертеться. Данный период в творчестве «Троицы» был ознаменован и возникновением пресловутой приставки к названию «этно-трио». На некоторое время затерялась сама «Троица» - это произошло когда Кирчук выступал без прежних соратников, самостоятельно, однако же, безликое и в то же время, определяющее название «этно-трио» вскоре дополнилось старым именем, в результате чего появилась буквально неделимое – этно-трио «Троица». В 1999 году вышла записанная на голландском фестивале кассета "Live at Oёrol", которую нельзя назвать полноценным альбомом. Не менее важной вехой в творчестве группы стал эфир группы в программе «Антропология» Дмитрия Диброва, которая дала возможность многомиллионной аудитории познакомиться с национальными особенностями белорусского фольклора. Более того, после этого коллектив был приглашен в самое свое дальнее путешествие на крупнейший фолк-фестиваль Rain Forest World Music festival в Малайзию. В 2001 году в голландской студии (снова для Pan records) был записан альбом “Журавы”. В нем во всей красе переплетались все тенденции нового звучания “Троицы”, много было исполнено праздничных песен, обрядовых, выверен каждый исконный звук без электронных и прочих чисто технических приемов, где вся атмосферика создавалась при помощи удачно найденных и подобранных тембральных окрасок окарин, дудок… Альбом получился более свободным и нестандартным – “Троица” начала отходить от привычной формы построения композиций по принципу куплета-припева. В 2002 году диск был переиздан для Беларуси, поскольку голландская контора занималась дистрибьюцией релизов “Троицы” только в Европе (оно и понятно, что для белорусского слушателя цена одной копии альбома в 30 евро просто неподъемна). Все это время группа продолжает выступать на самых разнообразных фестивалях по всему миру, ее концертные графики по-прежнему насыщенны – Голландия, Германия, страны Балтики, сольные концерты, крупнейшие фестивали. Белорусскую музыку в лице этно-трио “Троица” воспринимают уже не как новинку, а как коллектив, который знают, любят и ждут, ценят за профессионализм, глубину, искренность и самобытность. К 2004 году “Троица” уже в Беларуси (поскольку для записи за границу крайне сложно вывести все инструменты: богатую коллекцию собранную Иваном Кирчуком, множество подарков от музыкантов из других стран, которым нравилось творчество этно-трио и потому те делились свои национальными струнными, духовыми, ударными, учили играть на них участников “Троицы”), коллектив записывает и выпускает альбом “Сем”. Магически-символическое название альбома (оно совпало и с семилетием группы) как и сам он получился условно концептуальным: специально к каждой композиции были подобраны тексты-замовы. Замова (заговор, наговор) – это один из примеров белорусского устного народного творчества, возникший на стыке прозы и поэзии, являющий собой особую формулу, которая, согласно представлениям предков имеет магическую силу и способна преобразовывать окружающий мир. Исполнялись замовы только шепотом и без передыху в определенное время и определенном месте. Язык подобных текстов был очень образным, колоритным, насыщенным многочисленными метафорами, эпитетами, сравнениями и содержательно был направлен на то, чтобы способствовать человеку в быту, приносить большой урожай, беречь от болезней и несчастий и т.д.
В конце года группа подготовила саундтрек к детскому фильму “Маленькие беглецы”, в котором Иван Кирчук даже сыграл эпизодическую роль.
На момент 2005 года коллектив выступил на российском музыкальном канале «О2» («Кислород»), а также был занят записью саундтреков к белорусским кинофильмам. С начала 2006 года группа приступила к работе над своим новым альбомом.

Компиляция статьи Елены Жуковой (http://www.folkmusic.ru) и текста истории сайта

28.03.2006
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB