|
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Всего |
За 1762–1794 гг. |
|||||||||||||
Число рождений |
167 |
146 |
171 |
109 |
92 |
86 |
99 |
128 |
142 |
154 |
160 |
150 |
1604 |
% |
10,41 |
9,1 |
10,66 |
6,8 |
5,74 |
5,36 |
6,17 |
7,98 |
8,85 |
9,6 |
9,98 |
9,35 |
100 |
Помесячный индекс |
123 |
118 |
126 |
83 |
68 |
65 |
73 |
94 |
108 |
113 |
121 |
110 |
1201 |
За 1795–1825 гг. |
|||||||||||||
Число рождений |
141 |
146 |
138 |
108 |
114 |
108 |
131 |
132 |
152 |
123 |
146 |
131 |
1570 |
% |
8,98 |
9,3 |
8,79 |
6,88 |
7,26 |
6,88 |
8,34 |
8,41 |
9,68 |
7,83 |
9,3 |
8,34 |
100 |
Помесячный индекс |
106 |
120 |
104 |
84 |
86 |
84 |
98 |
99 |
118 |
92 |
113 |
98 |
1202 |
За 1826–1850 гг. |
|||||||||||||
Число рождений |
109 |
100 |
98 |
84 |
72 |
85 |
117 |
86 |
94 |
105 |
80 |
79 |
1109 |
% |
9,83 |
9,02 |
8,84 |
7,57 |
6,49 |
7,66 |
10,55 |
7,75 |
8,48 |
9,47 |
7,21 |
7,12 |
100 |
Помесячный индекс |
116 |
117 |
104 |
92 |
76 |
93 |
124 |
91 |
103 |
112 |
88 |
84 |
1201 |
Можно констатировать устойчивое понижение рождаемости в конце весны — начале лета (с апреля по июль, что соответствует времени зачатия с августа по ноябрь), которое с небольшими вариациями наблюдается во всех трех периодах. Очевидно, столь длительно проявляющаяся особенность не является результатом наложения случайностей, а отражает какие-то черты сексуального поведения исследуемой популяции. Во второй четверти XIX в. впервые проявилась еще одна особенность — понижение рождаемости также в ноябре — декабре. Время зачатия в этом случае приходится на февраль и март, что соответствует самому длительному и строгому посту, когда предписывалось и сексуальное воздержание. Но в конце XVIII в. ощутимого снижения рождаемости в ноябре — декабре не наблюдается.
Интересно, что в отношении свадеб влияние церковного календаря проступает очень явственно: в периоды главных постов число венчаний падает до нуля. Тот факт, что ритм зачатий происходил по собственным законам, гораздо слабее связанным с календарем, говорит о чисто внешнем воздействии официальной церкви. Она добивалась успеха в тех делах, которые могла легко контролировать — венчание без ксендза обойтись не могло. Но когда дело доходило до интимных сторон жизни, крестьяне игнорировали предписания религии. При этом они, как единодушно отмечают все наблюдатели, достаточно строго соблюдали традиционные, полуязыческие и даже чисто языческие ритуалы. Проникновение христианской морали до уровня интимной жизни индивида стало заметным только в 1820-е гг.