Влияние реформы выходило далеко за рамки ее основных направлений — предоставление крестьянам личной свободы и закрепление за ними земли. Новым фактором, серьезно отразившимся на повседневной жизни, стало осуществление в 1874 г. военной реформы. Рекрутская служба (с 1862 по 1873 г. ее срок составлял 7–8 лет) была заменена всеобщей воинской повинностью, которой подлежали все мужчины в возрасте свыше 20 лет, кроме старшего сына главы хозяйства. Они призывались на 6 лет, а лица, закончившие начальную школу, — на 4 года. С этого времени через военную службу проходило большинство молодых людей. Практически все они возвращались затем назад и обзаводились семьями, но армейский опыт расширял их кругозор и не мог не отразиться на поведении. Одним из последствий стало обострение конфликта между поколениями: для возвращавшихся со службы молодых мужчин жизнь в условиях общежительской модели хозяйствования оказывалась, как правило, неприемлемой.
Не менее важным для повседневной жизни стало формирование сети народных училищ и сельских школ, которые дали возможность научиться читать и писать значительной части крестьянских детей. По официальной статистике, количество учащихся в Минской губернии с 1872 по 1887 г. выросло на 86% (при том, что численность населения выросла на 33%). Из всех учащихся 82% составляли крестьянские дети, посещавшие народные училища. Обучением было охвачено 13,75% детей в возрасте от 7 до 15 лет, т. е. примерно один из семи детей этой возрастной группы.
Одним из первых документов, отражающих деятельность органов крестьянского самоуправления вновь созданной Гайно-Слободской волости, является протокол волостного схода по учреждению в деревне Слобода сельской школы, датированный 14 декабря 1867 г. Сход отметил, что народное училище в местечке Гайна расположено далеко и не всем удобно посещать его. Поэтому волость на свои средства переоборудовала под школу дом, который уступила для этой цели владелица имения Мурованый Двор Екатерина Степановна Смоляк. Ее зять барон Рутлянд выделил в пользу волости 20 руб. серебром на устройство при школе мастерской, а также обязался жертвовать ежегодно по 15 руб. в течение 10 лет на содержание школы.
Волостной сход со своей стороны постановил собирать ежегодно на жалованье народному наставнику Гайненского училища, сельскому учителю и мастерам Слободской школы по 10 коп. с каждой ревизской души мужского пола, коих в волости насчитывается 2107. Всего, таким образом, получалось 210 руб. 70 коп. Из этой суммы наставнику училища выделялось в счет жалованья 26 руб. 42 коп. (с тем, чтобы часть жалованья в размере 23 руб. 58 коп. доплачивала Минская дирекция народных училищ). Оставшуюся сумму было решено употребить на наем учителя и мастеров для Слободской школы. Решение утвердили представители от сельских обществ в количестве 56 человек, из них около 18 — с территории Кореньщины.
Курс обучения в таких заведениях регламентировался официально утвержденными правилами. Такие правила для Виленского учебного округа, принятые 23 марта 1863 г., предусматривали преподавание закона Божьего и церковного пения, церковнославянского чтения, русского чтения и письма, арифметики. Специальным распоряжением от 6 января 1864 г. в стенах школ и училищ предписывалось разговаривать только на русском языке, употребление местных наречий допускалось только для толкования ученикам незнакомых слов. Правила от 1871 г. предусматривали трехлетнее обучение, учебный год должен был длиться с 1 сентября до 1мая. Реально он продолжался обычно не более четырех месяцев, поскольку родители отпускали детей на учебу только в периоды, свободные от хозяйственных работ. Многие родители сознательно прекращали учебу своих детей, едва они овладевали минимальными навыками чтения, письма и счета в пределах 100, так как бытовало мнение, что излишняя наука делает детей неуправляемыми.