В дальнейшем волочные наделы очень быстро подверглись последующему дроблению, что ранее происходило со службами. Разрастающиеся семьи явно предпочитали образовывать новые хозяйства путем раздела имеющегося надела, а не выделения новой семьи на неосвоенный или пустующий участок. Пропорционально уменьшался и объем повинностей, приходящихся на такое хозяйство. Похоже, что реформа, в целом проводимая по западноевропейским образцам, натолкнулась на местные культурные традиции: право каждого мужского потомка на часть отцовского имущества представлялось здесь незыблемым. По суммарным данным многочисленных инвентарей конца XVI — первой половины XVII в., из 36419 учтенных наделов лишь 4353 (12%) соответствовали волоке и 408 (1,1%) превышали ее. Сравнительно редко встречались наделы в 3/4 волоки (649, или 1,8%) и 2/3 волоки (647, или 1,8%), тогда как подавляющее число хозяйств пользовалось половиной волоки (15354, или 42,2%), ее третью (4376, или 12%) или четвертью (10632, или 29,2% ).
Практически одновременно с волочной реформой в имении Корень был учрежден католический приход. Не сохранились прямые указания о парафиальной принадлежности жителей имения в XV — большей части XVI в., но по косвенным данным можно предполагать, что в ту пору большинство их исповедовали православие и принадлежали к приходу одной из ближайших церквей (возможно — гайненской). Католиками могли быть лишь некоторые переселенцы из Литвы, осаживаемые на пустующих службах, подобно упоминавшимся выше Петру с братьями в Ганевичах. Такие чужаки имели возможность совершать обряды в гайненском костеле, существовавшем со времен Витовта.
3 октября 1572 г. Виленское епископство приняло решение об основании в Корене самостоятельного католического прихода. Целью акции явно было не удовлетворение религиозных запросов немногочисленных католиков (если таковые имелись вообще), а перевод в католическую веру основной массы местных жителей. Это выступало частью общей программы по усилению в государстве роли католицизма, сильно подорванной в предыдущие десятилетия успехами реформации.
Строительство костела завершено примерно в 1575 г. В вышеупомянутом письме капитула по поводу волочной реформы от 13 февраля 1576 г. упоминается костел, основанный канониками Вольским и Маковецким в том краю Руском, и устанавливаются доходы каплана, собираемые им во время рождественского объезда, — коляды. С каждой волоки ему полагалось по 1 грошу и по краковскому корцу жита, что составляло четверть бочки-солянки. Эти повинности были подтверждены 21 октября 1582 г. в качестве десятины с доходов имения, но, учитывая стоимость повинностей с волоки, можно предполагать, что в доход костела поступало гораздо меньше, чем десятая часть указанной суммы. Дополнительно оговаривалась обязанность крестьян возить из леса бревна в случае ремонта костела и его звонницы.
Время показало, что меры по обеспечению приходского священника оказались неэффективными. Три каноника виленского капитула — Марцел Суходольский, Николай Коризна и Бартоломей Недведзкий (в совместном распоряжении которых находилось имение Корень) приняли 10 октября 1591 г. постановление (уставу) по поводу Кореньского прихода. В нем отмечается, что первоначальная дотация была недостаточна для деятельности каплана, в связи с чем он покинул приход, а крестьяне, которые ранее обратились из православия в католичество, возвращаются в православные церкви и там выполняют обряды (poddani tez, ktory incz byli nico od Rusi do Kosciola Catolickiego przystali, zasie nazad sie wracaią y dzieci chrzcza hodzać do Ruskich Cerkiew).