Т а б л и ц а 7. Помесячные индексы брачности в Западной Европе
Страна, период |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Англия, 1750–1799 |
96 |
102 |
60 |
105 |
117 |
91 |
84 |
79 |
86 |
143 |
127 |
112 |
Англия, 1800–1834 |
89 |
94 |
73 |
99 |
108 |
94 |
87 |
89 |
90 |
132 |
125 |
119 |
Швеция, Финляндия,
1749–1795 |
78 |
66 |
67 |
84 |
72 |
97 |
62 |
36 |
83 |
217 |
166 |
185 |
Впрочем, агрегированные цифры здесь могут ввести в заблуждение. Анализ данных по 14 приходам в разных регионах Германии показал, что традиционные сроки свадеб очень сильно различались. Так, в Бадене резкий максимум (помесячный индекс на уровне 180–220) приходился на январь и февраль, а менее выраженный пик (на уровне 140) — на ноябрь, тогда как минимумы (индекс ниже 30) — на март и декабрь. В Баварии февральский максимум еще более резкий — на уровне 260, тогда как в январе, мае, июле и ноябре индекс достигал значений не выше 115–130. Минимумы на уровне 30–60 приходятся на март, август, сентябрь и декабрь. В Вюрттемберге пик на уровне 180–200 отмечается в октябре и ноябре, с мая по июль брачность находилась на уровне 130–140, а в феврале индекс был чуть ниже 100. Глубокие минимумы (на уровне 20–30) приходились на декабрь, январь и март. В приморской Восточной Фрисландии наблюдается один выраженный максимум — с апреля по июнь, когда индекс со 150 взлетал до отметки выше 250 в мае и вновь возвращался к 170. В августе — сентябре и с декабря по март индекс оставался на уровне 50–70. Но все же нигде не отмечалось полное прекращение брачной активности, характерное для Кореньщины в марте и декабре, и нигде максимум не был столь выраженным, как ноябрьский пик нашей выборки.
Что стояло за этим пиком, можно уяснить из описания свадебного обряда в Гайненском приходе, датируемого 1800–1802 гг. [17] Его автор отмечает, что оптимальным для свадьбы на рубеже ХІХ в. считался период между праздником Покрова (1 октября у католиков, у православных в это время он приходился на 13 октября григорианского календаря) и началом рождественского поста, причем октябрьские дни уходили на длительные подготовительные обряды (малые и большие заручины, змовины и др.), предшествовавшие собственно венчанию. Характерной особенностью этих обрядов является очень высокая степень их детализации. Она разделялась на три фазы. Первым шагом к предстоящему браку было официальное сватовство, или малые заручины. Сват являлся в дом будущей невесты с предложением, на которое ее родители должны были дать предварительный ответ. Если этот ответ был положительным, он сопровождался определенными ритуалами и небольшим застольем, что породило другое название обряда — первые запоины (оба названия упоминаются в известной народной песне: А ў полі вярба нахілёная, маладая дзяўчынанька заручоная — заручоная і запітая, заручоная і запітая). В метрических записях Кореньского костела этот обряд, естественно, не зафиксирован, но упоминается действие, которое было, видимо, непосредственно с ним связано: о состоявшейся помолвке публично объявлялось с крыльца храма в день службы.