Наличие такого же механизма регулирования численности прослеживается и в России. Даже во второй половине XIX в. небрежность в уходе за детьми бросалась в глаза земским врачам: О сохранении двух-трех детей родители заботятся более или менее сильно, дальнейшие же дети зачастую являются в тягость и к их судьбе относятся более чем хладнокровно: «пускай их Бог приберет к себе» — слова, которые часто приходится слышать нам, земским врачам, от крестьянок, матерей многочисленных семей. <…> Если дети родятся через 1–2 года, то становятся обузой для женщины, не получают надлежащего ухода и часто умирают. Это отношение отражено и в русских пословицах, собранных В. Далем в первой половине XIX в.: Первые детки — соколятки, последние — воронятки, Хороши ягоды с проборцем, а дети с проморцем. В собрании А. Варлыги подобных пословиц нет, но нужно учитывать, что оно создавалось в начале ХХ в., когда такой фольклор уже звучал дико. Может быть, поэтому, даже слыша нечто подобное, он не решился записать и опубликовать его.
Рис. 3. Структура популяции в 1793 г.
Примечательно и то, что Б. Н. Миронов, приводя эти высказывания и пословицы в своей книге, делает несколько неожиданный общий вывод: численность населения регулировалась за счет сознательного контроля рождаемости. Он даже объявляет помещичьих крестьян «пионерами» такой практики в России. Это может послужить примером того, как исследователь проецирует свою ментальность на людей изучаемой эпохи, избирательно акцентируя одни факты и игнорируя другие, на что справедливо обращала внимание постмодернистская критика. В действительности все выглядело проще и суровее: беременность воспринималась как одно из физиологических отправлений, и пытаться предотвратить ее, скажем, за счет воздержания или прерывания полового акта (coitus interruptus) было немыслимо для мужчины сразу с двух сторон. Во-первых, это расценивалось как совершенно ненужное осложнение сексуального поведения, во-вторых — прерванное сношение являлось грехом с церковной точки зрения, о чем он мог слышать от священника на исповеди. Регулировать число детей в семье представлялось гораздо проще не активным, а пассивным деянием — предоставляя их выживание на волю Божью: Бог даў, Бог і ўзяў.
Что касается народных способов прерывания беременности, то они были, конечно, известны, но не могла не быть известной и их крайняя рискованность. Поэтому прибегали к ним лишь в тех случаях, когда роды следовало предотвратить любой ценой, — при внебрачной беременности. Подвергать себя такому риску замужней женщине при наличии совершенно безобидной, на ее взгляд, альтернативы даже не пришло бы в голову.
Для периода российского господства есть гораздо больше данных, чтобы реконструировать демографические параметры Кореньщины. Экономические примечания к Генеральному межеванию Минской губернии за 1800 г. содержат сведения о числе мужчин и женщин в каждом селении на основании ревизии 1795 г. По территории Кореньщины эти данные сведены в таблицу 23.