spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

Недалеко от этих мест, видимо, родились первые стихи одного из самых замечательных белорусских поэтов ХХ в. — Янки Купалы. Отец поэта, безземельный шляхтич Доминик Луцевич, с 1895 г. арендовал землю в фольварке Селище в 20 км на юго-запад от Кореня, где и умер в 1902 г. Его похоронили возле Кореньского костела, после закрытия которого в 1920-е гг. могилу перенесли на парафиальное кладбище, где она находится и поныне. После смерти отца сам Я. Купала несколько месяцев продолжал отцовское хозяйство.

Советская власть на этой территории окончательно утвердилась летом 1920 г. В середине 1924 г. на всей территории Советской Белоруссии было введено новое административное устройство. Уезды ликвидировались, вместо них создавались районы, которые включались в состав административных единиц более высокого ранга — округов. Кореньщина вошла в Логойский район, относившийся к Минскому округу (с 1938 г. район вошел в Минскую область). Территория сельсоветов также подверглась изменению. Населенные пункты бывших Михалковичского и Черневского сельсоветов в основном вошли во вновь созданный Кореньский сельсовет, а селения Прудковского сельсовета — в Кузевичский. К нему же отнесли поселок Красный Бор из прежнего Михалковичского сельсовета, основанный на бывших помещичьих землях в результате землеустройства в 1923 или начале 1924 г.

Католический приход был ликвидирован, костел закрыт (он возобновлял работу лишь на короткий период немецкой оккупации в 1941—1943 гг.). В начале 1930-х гг. в результате массовой коллективизации почти в каждой деревне образовался отдельный колхоз. Все хутора в ходе коллективизации исчезли. Следующее (и последнее) крупное преобразование имело место в 1960 г., когда все деревни Кореньщины вошли в состав Гайненского сельсовета того же Логойского района, а большинство мелких колхозов — в огромный совхоз «Кореньский». Лишь три деревни на южной окраине — Антоновка, Жирблевичи и Красный Бор — оказались в составе соседнего совхоза «Гайна».

Таким образом, на протяжении длительного периода времени изучаемый микрорегион представлял собой одно, а с конца XVIII в. — два смежных имения. К тому же он располагался в границах одной парафии — Кореньского римско-католического прихода, составляя чуть более трети его территории. Во многом историческая общность сохранялась и в более поздние периоды. До настоящего времени все деревни, входящие в изучаемую выборку, являются частью одного административного образования — Гайненского сельсовета, а большинство из них (10 из 13) входят в состав бывшего совхоза, а ныне колхоза «Кореньский».

Эти обстоятельства не только предоставляют исследователю комплексы источников единого происхождения (метрические книги одного прихода, инвентари одного имения, похозяйские книги одного сельсовета), но и позволяют говорить о территории исследования как об устойчивом историческом единстве. Границы имения и прихода на протяжении многих поколений сформировали относительно замкнутую популяцию со свойственными ей в основном внутренними миграциями и брачными связями. На обитателей данной местности воздействовали практически идентичные природные, религиозные и социально-экономические факторы. Мой опыт изучения территориальной структуры Беларуси в разные исторические периоды позволяет утверждать, что подобная замкнутость микрорегионов была хотя и не универсальным, но достаточно типичным явлением.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz