spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

В пореформенные годы население Кореньщины, видимо, столкнулось с определенными проблемами по причине принадлежности к католической конфессии. В условиях русификации, наиболее активно осуществляемой после восстания 1863 г., католическая церковь, ведшая богослужение на польском языке, рассматривалась как потенциально подрывная организация, что и определяло отношение к ней. В 1867 г. был закрыт один из старейших в Беларуси Гайненский костел, а его приход присоединен к Логойскому приходу. В Кореньском приходе в начале 1870-х гг. также временно не было настоятеля, а его функции совмещал администратор Логойского костела.

Весьма любопытен рапорт борисовского декана минскому губернатору от 16 апреля 1876 г., посвященный состоянию дел в этом приходе. Поводом для него послужило заявление священника Плещеницкой православной церкви Саховского в адрес уездного полицейского исправника от 12 января того же года. В нем Саховский писал о закостенелом фанатизме крестьян Кореньского прихода, не принявших перевод богослужения на русский язык. В связи с этим якобы распространились идеи «беспоповства», не пресеченные в самом начале. В результате уже шестой год прихожане вводят вымышленные ими обрядности: дали бабам право крестить своих младенцев, старикам поручили сочинять браки, более грамотным освящать воду, пасху и могилы умерших. Более 300 детей, по утверждению Саховского, за это время не были подвергнуты каноническому обряду крещения.

Декан, получив от исправника это сообщение, поручил администратору Логойского костела ксендзу Лазоровичу доложить о состоянии дел в заведуемом им  Кореньском приходе. Тот в рапорте от 11 марта 1876 г., приложенном деканом к его письму в адрес губернатора, сообщил, что метрические книги костела ведутся регулярно. В подтверждение ксендз привел сведения обо всех рождениях, браках и смертях, зарегистрированных в Корене с момента его вступления в должность логойского администратора в 1874 г. (очевидно, ближе к концу года) по начало апреля 1876 г., поименно перечислив всех новорожденных, сочетавшихся браком и умерших. Из них на территории исследуемого региона в 1874 г. зарегистрированы 8 рождений, 20 браков и 2 смерти, в 1875 г. — 76 рождений, 15 браков и 2 смерти, в начале 1876 г. — 12 рождений, 4 брака и 1 смерть.

Эти цифры свидетельствуют, что с метрическими записями дело действительно обстояло неблагополучно. Число рождений в 1874 г. слишком мало в сравнении с числом браков, в то время как в 1875 г. — слишком велико в сравнении с сохранившимися записями за 1870 г. (тогда на территории Кореньщины родилось 52 ребенка). Часть рождений явно была зарегистрирована уже задним числом. На это указывает и тот факт, что отнесенные на 1875 г. 76 рождений пришлись всего на 65 семей, причем в девяти семьях якобы родилось по два ребенка, а в одной (семье Франца Белостоцкого из Михалкович) — даже три. Что касается количества смертей, то оно явно несоизмеримо с реальным уровнем смертности. Признавая этот факт, ксендз Лазорович утверждал, что многие похороны совершались настоятелями соседних Хотаевичского и Зембинского костелов и, следовательно, вписаны в их метрические книги. Проверить данное утверждение невозможно, так как книги указанных костелов за эти годы также не сохранились.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz