Церахоўцы мае, штанюкоўцы мае,
А лішчане, грамнічане або будуць, або не.
Эта байка представляла собой памфлет на жителей окрестных деревень. Терехи, расположенные у края болота (как и находящиеся на другом его краю Штанюки), имели в округе недобрую репутацию — там водились воры. За жителями Лищиц и Громницы тоже замечались кое-какие грешки. Громничане любили высмеивать соседей, а лищане порой устраивали небольшие налеты на корчму: заходили в нее целой толпой и, отвлекая внимание корчмаря, воровали у него мелкие вещи.
О национально-культурной жизни в начале ХХ в. имеется свидетельство Адама Варлыги: В конце октября 1905 г. открылась в Корене российская народная школа. Первые два года учителем этой школы был Степан Щемер из Новогрудчины, по политическим убеждениям черносотенец. Летом 1905 г. в Кореньскую парафию приехал молодой ксендз Вацлав Пацевич, по национальности, как он сам себя называл, жмудин. Он закончил Петербургскую духовную академию, профессором в которой был известный белорусский национальный деятель Бронислав Эпимах-Шипило. В то время в духовной академии ширилось уже белорусское национальное движение, белорусы со жмудинами действовали одним фронтом. Ксендз Пацевич был первым в нашей округе проявлением белорусского национального возрождения. От него первого мы услышали слово «белорус». <…> Ксендз Пацевич вел белорусскую национальную работу в школе с детьми, а вне школы — со взрослыми. Он всегда предупреждал, чтобы с ним говорили по-белорусски, да и не только с ним, а со всеми, своими и чужими, чтобы и молились по-своему. Он уверял, что Бог понимает и белорусский язык. <…> Второй пропагандист белорусской возрожденческой идеи в нашей округе по национальности тоже был чужаком — евреем. Это был сын кореньского корчмаря, Моська Фаин, приятель известного белорусского поэта-писателя Змитрока Бядули. Когда стали выходить осенью 1906 года белорусская газета «Наша доля», а потом «Наша нива», то он выписывал эти газеты, распространял среди крестьян, да и сам писал заметки под псевдонимом М. Пекны.
Осенью 1906 г., по свидетельству А. Варлыги, учителя-черносотенца в Кореньской школе сменил уроженец местечка Романово на Случчине Алексей Жалейка, демократ и сознательный белорус. Он распространял «Нашу ниву» среди учеников и во многом способствовал формированию убеждений двух братьев, сыновей крестьянина деревни Михалковичи Адама Гладкого — Казимира и Язепа (второй из них — А. Варлыга). После А. Жалейки, в 1908 г. поступившего в учительский институт в Вильне, в Кореньской школе преподавал агроном по образованию Я. Лютаревич, а во время войны в 1914–1917 гг. — недоучившиеся подростки. Тогда же польские шовинисты, по утверждению А. Варлыги, организовали в частном доме в Корене польскую школу. Учительствовала в ней какая-то панна Мария, гораздо более образованная, чем подростки, преподававшие в русскоязычной народной школе. Это способствовало притоку в польскую школу многих учеников, особенно девочек-переростков, которые ранее нигде не учились.