spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

Этот пример показывает, что информация, заключенная в этнографических и фольклорных записях, каждым поколением неизбежно интерпретируется заново. Чем более интимных сторон нашего бытия касается эта информация, тем сложнее такая интерпретация и тем важнее для нее учитывать сведения, накопленные психологией ХХ в., и современные парадигмы.

В мировоззрении крестьян постоянно соседствовали друг с другом сакральное и мирское, и будни перемежались с праздниками, пронизанными глубоко архаической обрядностью. Как католики, жители Кореньщины должны были следовать календарю Римско-католической церкви, но по-настоящему народными стали только те праздники, которые равно почитались и католиками, и православными. Обычно они сохраняли мощный пласт ритуалов языческого происхождения.

Рождество Христово (Каляды, 25 декабря) открывало насыщенный обрядами двухнедельный период, который завершался Крещением (6 января). Полуязыческий характер носили народные праздники Грамніцы (приуроченные к церковному празднику Сретенья Господня, 2 февраля), день 40 мучеников (Саракі, 9 марта), Аўлас (последний четверг перед Великим постом), Масленіца (канун Великого поста, этот праздник приходился на воскресенье). Затем следовали Благовещение (Багавешчаньне, 25 марта), Пасха (Вялікдзень, главный праздник года), Радаўніца (весенний день поминовения усопших, второй вторник после Пасхи), весенний день Св. Георгия (Юр’я, 23 апреля, в этот день празднично отмечался первый выгон скота на пастбище), весенний день Св. Николая (Мікола, 9 мая), Вознесение (Ушэсьце, 40-й день после Пасхи), Троица (Сёмуха, конец 7-й недели после Пасхи, приходилась на воскресенье) и следующий за ней день Сошествия Св. Духа (Духаў дзень), канун дня Св. Иоанна Крестителя (Купальле, 24 июня), день Св. Петра и Павла (30 июня), день Св. пророка Ильи (Ільля, 20 июля, сохранивший черты культа Перуна), Преображение Господне (Спас, 6 августа), Успение Девы Марии (15 августа, это был титульный праздник Кореньского костела, его народное название — Першая Прачыстая), Рождество Девы Марии (Багач или Другая Прачыстая, 8 сентября), Воздвижение Креста Господня (Узьвіжаньне, 14 сентября), день Всех Святых (19 октября) и сопряженные с ним по времени Дзяды (осенний день поминовения, предпоследнее воскресенье октября), осенние дни Св. Георгия и Св. Николая (26 ноября и 6 декабря).

На Кореньщине, как и повсеместно в белорусской деревне, архаичная обрядность особенно ярко проявлялась во время трех христианских праздников: Рождества, Пасхи и дня Ивана Купалы, а также в осенний день поминовения усопших, являвшийся кульминацией культа предков. Уделяя им особое внимание, Адам Варлыга в своем очерке «Четыре торжества» выделяет и другие отрезки времени, насыщенные обрядами и ритуалами. Ими обставлялись начало и конец любого дела.

Но следует различать два вида ритуалов: сакральные и магические. Первые из них сопряжены с чувством благоговения, вторые — безотчетного страха. По представлениям современной глубинной психологии, эти эмоции являются двумя гранями более фундаментального чувства нуминозности, переживанием контакта с архетипическим источником религиозности, от рождения присутствующим в душе человека. Две составляющие нуминозного чувства, благоговение и ужас, пребывают в непрерывном взаимопревращении, подобно энергиям Инь и Янь древнекитайской философии: усиление благоговения приводит к вытеснению страха и наоборот.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz