spacer.png, 0 kB
Главная
альбомы
история
статьи
spacer.png, 0 kB
Предыдущая Следующая

Несколько более поздним временем (примерно XIII—XV вв.) можно предположительно датировать обширный могильник в урочище Рябинник, примерно в 1,5 километра юго-западнее деревни Михалковичи (также упоминаемый А. Варлыгой). Для этого заброшенного кладбища характерны могилы без высоких насыпей, обложенные дикими камнями, или большие камни у изголовья, но без крестов или каких-либо знаков на них. Поскольку раскопки здесь не проводились, то можно только предполагать, что там обитатели Кореньщины хоронили своих близких до появления костела и парафиального кладбища, которое доныне располагается на восточной окраине села Корень.

Исчезновение курганного обряда погребения в ХIII в. отнюдь не доказывает, что христианское мировоззрение возобладало. Комплекс языческих представлений не исчез, а переплелся с христианством. Такое мировоззрение некоторые авторы склонны обозначать как двоеверие. В него довольно органично вошли христианские и языческие элементы. Из язычества ушли наиболее одиозные вещи, совершенно неприемлемые для настоятелей церковных приходов: поклонение идолам, признание мифологических персонажей богами. Но занявшая их место христианская Троица, дополненная Богородицей, воспринималась предельно конкретно, как семейство высших богов. Наряду с ним сохранили свою функциональную роль другие божества. Те из них, кто имел благожелательные аспекты, приняли имена и некоторые черты христианских святых, близких по звучанию имен (Велес — Св. Власий), по дате почитания (Перун — Св. Илья), по характерным атрибутам (небесный кузнец Сварог — Св. Кузьма и Демьян). Весь сонм хтонических существ и злых духов сохранился практически в полном объеме, лишь некоторые черты, демонстрировавшие ранее их божественный характер, перешли на собирательный образ черта. Однако некоторые авторы ставят под сомнение термин «двоеверие». По их мнению, это была цельная система, в которой христианские ценности увенчали комплекс языческих представлений, а воля Божья признавалась высшей, непререкаемой силой. Возможно, более удачным следует считать понятие религиозный синкретизм.

С конца XIV в. на переплетение двух религиозных традиций наложилась третья — католическая. Одним из условий Кревской унии между Великим Княжеством Литовским и Польшей, подписанной в 1385 г., было провозглашение католичества государственной религией Княжества. Выполняя это условие, Ягайло в 1387 г. учредил Виленскую католическую епархию во главе с епископом. При епископе действовал духовный совет — капитул, состоявший из прелатов и каноников — священников костела Св. Станислава в Вильне. Для материального обеспечения деятельности епископа и капитула в их собственность передавались немалые земельные владения.

Витовт продолжил политику Ягайлы по укреплению позиций католической церкви. Именно с этими событиями связано пожалование Кореня и других сел Виленскому капитулу в феврале 1395 г. С момента пожалования сельская община в Корене полностью и окончательно вышла из подчинения великокняжеского наместника. В великокняжеском акте это изложено стереотипной фразой на вульгарной латыни с вкраплениями старобелорусских слов, которая более или менее точно повторяет другие аналогичные тексты: villas cum hominibus videlicet Corzen, Honobicze, Volcze, iacentes in districtu Choreckowski, assignamus et presentibus capitulo eiusdem ecclesie, cum omnibus fructibus, redditibus, censibus, utilitatibus, agris, pratis, campis, silvis, nemoribus, gays, rubetis, quercetis, virgultis piscinis, piscatures, borris, mellificiis, molendinis, venacionibus, aucupacionibus, pertinenciis et appendiis universis, prout progenitores nostri et nos eas tenuimus cum omni iure, donimo pro donacione perpetua et irrevorcabili perpetus temporilus duraturis. На современный русский язык эту фразу можно перевести примерно таким образом: села с людьми, именуемые Корень, Ганевичи (это название в тексте искажено. — В.Н.) и Волча, что в Хорецковской волости, даруем и жалуем капитулу такового епископства, со всеми доходами, судебными и прочими платежами, пожитками, пашнями, лугами, пастбищами, лесами, рощами, гаями, дубравами, запрудами, рыболовными угодьями, борами, бортями, охотничьими гонами, птичьими ловами, всеми пространствами и добавками, так, как предшественники наши и мы сами держали в нашем пользовании, даруем даром вечным и нерушимым на вечные времена.


Предыдущая Следующая
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
spacer.png, 0 kB
   
Hosted by uCoz