Судя по этим данным, волость представляла собой общину с довольно высоким уровнем самоуправления. Ее административный аппарат (волостной староста, старцы, сотники, десятники) выбирался самими крестьянами. Интересы верховного собственника — князя представлял его боярин — наместник, в распоряжении которого находились администраторы низшего ранга — тиуны. В эпоху Киевской Руси тиунами были, как правило, холопы. Позднее термин тиун стал более многозначным, в разных условиях он означал и наемных администраторов из числа свободных людей (даже шляхтичей), и сельских старост, если они не выбирались крестьянами, а назначались владельцем. Резиденцией наместника был административный центр волости, в древности именовавшийся погостом. К XV в. крупные погосты превратились в укрепленные замки, более мелкие выступают обычно под названием двор господарский (от титула господар, которым в ВКЛ обозначался великий князь).
Территория волости разделялась на соседские общины более низкого ранга. Отрывочные упоминания сотен и десятков дают основания предполагать, что первоначально иерархическая система распределения повинностей имела десятичный характер: волость разделялась на сотни, а те в свою очередь на десятки, представлявшие собой объединения нескольких (не обязательно строго десяти) самостоятельных хозяйств, сообща выполнявших определенную норму повинностей. К XV в. на территории Великого Княжества эта система, видимо, уже ушла в прошлое. Структурные единицы низшего уровня выступают под названием села. За каждым селом были закреплены необходимые общинные угодья: пастбища, сенокосы, леса, специфические охотничьи и рыболовные угодья (бобровые гоны, ловы). Обычно сельская община имела четко отграниченную территорию. Село не обязательно представляло собою компактное поселение, его могли образовывать отдельные усадьбы хуторского типа, разбросанные по общинной территории. Но чаще оба этих варианта сочетались: сельскую общину образовывали одно сравнительно крупное поселение (собственно село) и несколько отдельных усадеб, которые в древнерусское время назывались починками. Позднее крупное поселение стало называться весью (отсюда белорусское вёска), а починок — застенком. Новые починки основывались по личной инициативе крестьянина, хотя и требовали, вероятно, санкции со стороны общины или наместника. Пахотная земля, а также бортные деревья в лесу (на них устанавливались борти — колоды для гнездования полудиких пчел) находились, по-видимому, в индивидуальном владении крестьянских дворохозяйств.
Господарский двор как центр волости и село как центр общины следует отличать от личных боярских или княжеских имений, также называемых в источниках дворами (часто с определением княжий или панский) и селами (с теми же определениями). Обычно такие имения располагались вблизи городов, а на территории удаленных волостей их могло не быть вовсе. Они представляли собой, очевидно, небольшие поселения, в которых помимо семьи владельца или его управляющего жили холопы (челядь невольная), которые и вели основные работы в домениальном хозяйстве.