Не исключено также, что волостные общины, если они даже частично разложились в период Киевской Руси, заново возродились после сокрушившего ее татарского нашествия и вхождения белорусских земель в состав Великого Княжества Литовского (чему могло способствовать более архаичное устройство этнической Литвы). Примечательно, что в это же время термин смерды выходит из употребления, а термин люди снова становится общеупотребительным.
О характере распределения общественных благ можно судить только в отношении одной из подсистем — налогов и повинностей, извлекаемых в пользу княжеской власти. Данных о том, как распределялся произведенный продукт между членами семьи и общины, в источниках найти невозможно. Неясен даже характер таких отношений между крестьянами и боярством. Вполне вероятно, что бояре как более богатая часть населения в какой-то мере эксплуатировали соседних крестьян (например, путем кабальных ссуд), но утверждать это с уверенностью сложно. Вплоть до конца XIV в. даже крупный боярин имел обычно одно, редко два собственных имения (двора). Поэтому основной источник его средств к существованию составляли доходы, получаемые от исполнения наместнических функций в виде доли от даней и пошлин, взимаемых им в пользу князя, и прямых повинностей в свою пользу. Срок наместничества в определенной волости был коротким — несколько лет или всего один год, после чего должность по очереди переходила к представителю другого боярского рода (соглашения между князем и его боярами об очередности наместничества в волостях дошли до нас от XV в., когда этот обычай уже уходил в прошлое). Такой способ организации государства можно условно определить как перераспределительный. Его главной чертой является то, что привилегированные слои получали значительную часть средств к существованию от государственной власти, аккумулирующей эти средства в централизованном порядке.
Преобладающую часть, если не все население волости составляли лично свободные крестьяне — данники, обязанные выплачивать дань и выполнять некоторые общественно-значимые повинности. Их роль в государстве сводилась главным образом к выплате натуральных и денежных налогов, которые затем централизованно распределялись властью (великокняжеской или удельной, в последнем случае удельное княжество было уменьшенной копией государства в целом). Часть этих поступлений шла на поддержание аппарата управления (путем распределения между боярами наместнических должностей и доходов с них), часть потреблялась церковью в форме десятины, часть оставалась в распоряжении великого князя и его двора и могла быть направлена на его обеспечение, а также на общегосударственные нужды, например на строительство монументальных оборонительных сооружений, закупку оружия и т. п. Некоторые затраты по поддержанию инфраструктуры осуществлялись крестьянами непосредственно, путем участия в работах по строительству и ремонту дорог, замков.
Труд свободных жителей прилегающих волостей использовался, вероятно, лишь в княжеских хозяйствах, и то периодически, в страдную пору. Самое раннее на территории Беларуси упоминание отработочной повинности датируется 1287 г. и относится к Кобринской волости Берестейской земли. Владевший этой волостью галицко-волынский князь Владимир Василькович завещал своей жене село Городец (в тексте — Городел), оговаривая, что людье этого села обязаны страдать (работать) на княгиню, како то на мя страдале. Источники последующего периода позволяют предполагать, что в таких случаях с каждого крестьянского двора причиталось по нескольку дней летней помощи или толоки, причем за нее полагалась символическая плата — владелец домениального хозяйства или его тиун угощал всех участников таких работ хлебом и пивом.